ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
(ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ)
Широкое распространение мобильных телефонов, смартфонов, электронных банковских и транспортных карт, интернет-торговля, оплата услуг через банкоматы и другие современные средства оборота денег привлекает мошенников, в «сети» которых попадают многие граждане, но особенно легко - доверчивые пожилые люди. Ниже мы приводим примеры таких мошеннических приёмов и указываем на недопустимые факты поведения граждан, которые облегчают мошенникам доступ к персональным данным и денежным средствам пользователей. Рекомендуем проработать эти предостережения с ветеранами, пожилыми людьми различными способами — на встречах, собраниях, через персональное ознакомление, опубликование в СМИ и др. 1. Вам звонит незнакомый номер, а спустя пару секунд звонок сбрасывается. Вероятнее всего, звонят мошенники, которые хотят, чтобы абонент, увидев пропущенный вызов, перезвонил им. Этим занимаются даже целые мошеннические фирмы, заключив договор с оператором, по условиям которого любой входящий звонок на их номер будет платным. Стоить он может до нескольких тысяч рублей. То есть если человек перезвонит, то с него спишут определенную сумму. Номера такие фирмы могут брать как в открытом доступе (вы оставили номер телефона в прачечной и других местах), так и покупая базу абонентов. Не нужно перезванивать на номера, не принадлежащие к вашему списку контактов. В случае если это был важный звонок, а не мошенники, человек найдет способ оповестить вас, Вернуть деньги в теории можно, но на деле это очень тяжело и затратно даже через суд, поскольку фактически человек сам перезвонил мошенникам. 2. 190 тысяч рублей передал курьеру 88-летний житель Кировского района Волгограда, после того, как поговорил по телефону с лжеполицейским, сообщает ИА «Высота 102». Как выяснилось, неизвестный позвонил пенсионеру на домашний телефон, представился сотрудником правоохранительных органов и сообщил, что внук пожилого человека совершил преступление и за денежное вознаграждение его могут освободить от уголовной ответственности. Доверчивый пенсионер незамедлительно передал все свои сбережения подъехавшему к нему курьеру. Через некоторое время пенсионер перезвонил внуку и понял, что стал жертвой телефонного мошенника. Никогда не отдавайте деньги, не уточнив информацию и не разобравшись в ситуации, знайте, что полиция и суды не принимают деньги «из рук - в руки», неправомерные действия обжалуйте прокурору. 3. Используя банковскую карту для покупок в интернете, зачастую граждане вводят CVV (CVC) код, который размещен на обратной стороне карты. Это делать категорически нельзя. Ищите магазин, где для оплаты товара там нужно ввести только номер карты, срок ее действия и инициалы владельца. Знайте, что ни в коем случае нельзя фотографировать и передавать третьим лица свои банковские карты, ни лицевую, ни тыльную сторону. Единственное, что можно дать родственникам или друзьям, чтобы они перечислили деньги - номер карты. Если данные о банковской карге все-таки были когда-то раскрыты, нужно срочно блокировать карту и выпускать новую. 4. 84-летняя жительница Тракторозаводского района Волгограда сообщила в полицию о том, что стала жертвой телефонного мошенника. Она рассказала, что ей на городской телефон позвонил неизвестный и предложил купить нательное белье с лечебным эффектом. Стоило оно всего 216 тысяч рублей. Чтобы не быть обманутой, пенсионерка напрямую спросила у продавца - не мошенник ли он, в ответ собеседник заверил ее, что он не обманщик. Пенсионерка перевела деньги на банковскую карту продавца и стала ждать заказа. И лишь не получив заказ, волгоградка обратилась к стражам порядка. Не доверяйте звонкам с сомнительными предложениями и не переводите незнакомцам свои деньги. 5. Мошенники пытаются завладеть пенсионными деньгами, действуя по различным схемам: Одни, представляясь сотрудниками ПФР, звонят гражданам на личные телефоны или пытаются проникнуть в квартиры, запрашивают личные персональные данные, СНИЛС, сообщают о неверно произведенном перерасчете пенсии или об имеющихся выплатах на имя пенсионера. Другие, под видом юридических консультаций, уверяют пенсионеров о неверно начисленной пенсии и предлагают платную помощь в подготовке обращения в ПФР для получения, якобы гарантированной прибавки. В результате граждане не только не получают обещанных услуг, но и теряют большие денежные суммы. Будьте бдительны и знайте, сотрудники ПФР никакие услуги по переводу средств («доплаты» после «перерасчета пенсии») не проводят, поквартирные обходы не осуществляют. А в случае необходимости посещения выездной клиентской службой на дому гражданина, в силу состояния здоровья или возраста, по личному обращению гражданина в территориальное Управление ПФР по месту жительства, его сотрудники заранее согласуют дату и время посещения и всегда предъявляют служебное удостоверение. В случае выявления фактов обращения к вам неизвестных лиц, которые представляются сотрудниками ПФР, рекомендуем не поддаваться на их уловки, не выполнять их просьб и требований, а сразу же обращаться в правоохранительные органы, 6. Пользуясь банкоматами и платёжными терминалами, будьте внимательны: не вставляйте карту, если не окончено обслуживание аппаратом предыдущего клиента. Мошенник иногда начинает на терминале операцию, не вставляя карту, не завершает ее и отходит. Терминал дает на завершение операции 90 секунд, и если в этот период свою карту вставит следующий клиент, то с нее и будут списаны средства по запросу предыдущего. Будьте внимательны и у очереди у банкомата! Не вставляйте карту, если на мониторе напечатана какая-либо информация - возможно, она предназначена предыдущему клиенту. Слушайте звуковые сообщения. 7. Зачастую мошенники заранее готовятся к своей операции: знают паспортные данные клиента, данные об остатке на счетах и последних действиях, затем имитируют звонок с телефонов, которые определяются как официальные звонки банка, если клиент сомневается в действиях звонивших - они имитируют СМС-сообщения от банка... А далее злоумышленники сообщают, как бы от службы безопасности банка, об угрозе несанкционированного списания средств и предлагают заблокировать карту, а деньги временно перевести на «защищенный» счет.Не переводите, потеряете их! Вот почему всегда надо быть бдительными, стараться не давать персональных данных и данных банковской карты (особенно по телефону). 8. Финансовые эксперты не рекомендуют носить СНИЛС (свидетельство страхования) в паспорте. Дело в том, что мошенники, заполучив сразу два ваших документа, могут без труда получить кредит или микрозайм на ваше имя (для их оформления нужны только документы, но не присутствие человека). Размер кредита может быть небольшой, но начисления за его несвоевременный возврат могут быть значительными и с вас их будут требовать. 9. Женщина из Урюпинска, желая продать жильё, дала объявление, на которое очень скоро откликнулся покупатель. Он был крайне заинтересован в покупке домовладения, сразу пообещал перечислить задаток, даже не осматривая дом лично. Для этого ему необходимо было лишь знать персональные данные банковского счета и коды-подтверждения операций. Введенная в заблуждение женщина продиктовала конфиденциальную информацию, в результате чего лишилась 1,6 миллиона рублей. Не будьте слишком доверчивы, не торопитесь перечислять деньги, прежде проконсультируйтесь со знакомыми и юристами. По данным МВД ежегодно отмечается около 50 тысяч случаев телефонного мошенничества. Опросы показывают, что каждый третий россиянин сам или его близкие сталкивались с телефонным мошенничеством, а почти каждый десятый терял из-за этого значительные для себя суммы (но только каждый 25-й из потерпевших обратился в правоохранительные органы для наказания мошенников). Более 90% звонков совершают мошенники от имени банковских служащих или служб безопасности, говоря о подозрительных операциях по карте, и на этом основании вымогают персональные данные, пароли для входа в личный кабинет, коды карты и т.д. Будьте бдительны! Знайте также, что телефон можно защитить от спама и мошенников, установив специальное программное обеспечение (банк поможет, но возможно, за плату). |
||