Интервью заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – Цепляева Виталия Алексеевича
** Какую надзорную деятельность на землях сельскохозяйственного назначения осуществляет Управление Россельхознадзора на территории Волгоградской области?
В соответствии с п.4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1 от 02.01.2015 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» следует, что Управление осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: - требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; - требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; - требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; - обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; - предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. Следует отметить, что вышеуказанные полномочия осуществляются только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
** Какие наиболее распространенные нарушения допускают правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения и какие штрафы предусмотрены законодательством Российской Федерации?
На сегодняшний момент самыми распространенными правонарушениями, которые выявляют должностные лица Управления являются несоблюдение обязательных требований по охране и защите земельных участков сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Под санкции вышеуказанной статьи также попадают землепользователи, допустившие захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.
** Какие обязанности возложены на правообладателей земель сельскохозяйственного назначения?
В соответствии с ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Также согласно ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Соблюдение вышеуказанных обязанностей позволит землепользователям избежать установленной законом ответственности и будет способствовать предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
** Какие мероприятия проводятся Вашим ведомством с целью определения превышения (отклонение) допустимых норм химических веществ в почве?
В результате контрольно-надзорных и проверочных мероприятий должностные лица Управления производят отбор почвенных образцов на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Затем, указанные образцы направляются в ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» для проведения лабораторных испытаний и анализов почв, по результатам которых специалистами разрабатывается заключение с соответствующим выводом о наличии (или фактическом отсутствии) допустимой концентрации вредных веществ. Также по результатам исследований предоставляется сравнительный агрохимический анализ почвы.
** Вы упомянули об агрохимическом анализе почвы, что это?
Агрохимический анализ почвы - мероприятие, проводимое для определения степени обеспеченности почвы основными элементами минерального питания, определения механического состава почвы, водородного показателя и степени насыщения органическим веществом, т.е. тех элементов, которые определяют ее плодородие и могут внести значительный вклад в получение качественного и количественного урожая. Следует отметить, что добросовестные землепользователи должны способствовать в проведении агрохимического анализа почв для того, чтобы определить, достаточно ли в почве доступных питательных веществ для растений, следить за изменением свойств почвы, которые так или иначе влияют на рост и развитие растений, оценить характер и определить особенности взаимодействия почвы с применяемыми удобрениями и поступающими из атмосферы веществами, рассчитать количество удобрений, которое необходимо внести в почву.
** по каким адресам следует обращаться гражданам и юридическим лицам с заявлениями по интересующим вопросам, а также с обращениями по фактам нарушения земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения?
Граждане и юридические лица вправе обратиться посредством Интернет- ресурса «Электронная приемная», перейдя по ссылке https://rsn-rostov.ru/otkrytost- rosselkhoznadzora/elektronnaya-priemnava/, либо по адресам: 344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214 "А", 400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской д.13.
Заместитель главы Котельниковского муниципального района Р.А. Меркулов
Исп: Гегина Н.Н. (84476) 3-15-53 |
||