«Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС второго поколения (в том числе работа с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами)»
- тема единого методического дня в 2017 году
В 2017 году на территории Котельниковского муниципального района в марках единого методического дня организованы: открытые уроки для молодых педагогов; творческие и дискуссионные площадки педагогических сообществ района.
С 13 марта по 17 марта молодыми специалистами были посещены открытые уроки учителей высшей и первой категории района: «Древнейший Рим». История 5 класс (Ломакина Н. А., учитель истории и обществознания МКОУ СШ № 4); «Путешествие в страну математики», познавательное занятие (Скуратовская И. А., воспитатель МБДОУ ДС № 2); «Заповедники Алтайского края», окружающий мир 2 класс (Кухаренко И. П., учитель начальных классов МКОУ СШ № 4); «У Чёрного моря» интегрированный урок (технология и окружающий мир) 4 класс (Гайсанова Г. В., учитель начальных классов МКОУ СШ № 4); «Соли»11 класс. Урок практикум с объяснением нового материала (Маликова Н. З., учитель химии МКОУ СШ № 3). Гостям раздали диагностические карты, и они должны были во время урока отмечать в них, как реализуется тот или иной этап. На самом деле это ничуть не легче, чем стоять у доски. В итоге получилось очень интересно. Уроки были выстроены грамотно, продуман каждый этап и каждый момент. Гости тоже работали активно, но уже после урока. Такой опыт проведения открытых занятий молодым педагогам понравился, и в будущем он будет продолжен.
24 марта проведен единый методический день «Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС второго поколения (в том числе работа с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами)», в работе которого приняли участие 323 педагога образовательных учреждений района. Единый методический день является эффективной формой профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства в использовании новых технологий и их элементов в образовательном процессе.
Эпиграфом единого методического дня стали слова Ш. Амоношвили, известного советского и российского педагога и психолога, «Соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить новую педагогическую деятельность».
В настоящее время главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ФГОС второго поколения актуализируется проблема индивидуализации обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся и в связи с этим была организована работа методических площадок на базе МКОУ «СШ №1», МКОУ СШ №2 и МКОУ ДОД ЦДТ.
На базе МКОУ «СШ № 1» г. Котельниково была организована работа следующих площадок.
Публичное изложение для воспитателей детских садов, учителей начальных классов было представлено в виде: методических указаний по использованию разнообразных форм проявления индивидуализации дошкольного образования (Никитаева Г.Н., старший воспитатель и Зайцева А. А., воспитатель МБДОУ ДС № 5 «Солнышко»); рекомендаций по реорганизации развивающей предметно-пространственной среды с целью индивидуализации образовательного пространства (Литовченко Ю. С., музыкальный руководитель МБДОУ ДС №4 «Алёнушка»; Калагина О. В., воспитатель МБДОУ ДС "Ручеек"; Шестакова Н. М., воспитатель МБДОУ ДС «Улыбка»); инновационных идей по индивидуализации образовательного процесса с детьми раннего возраста (Гаврилова И. Н., воспитатель МБДОУ ДС № 8 «Ягодка»), а также по организации взаимодействия с семьями воспитанников (Петрова Т. А., воспитатель МБДОУ ДС № 6 «Радуга»); опыта работы педагогов по индивидуализации личности в аспекте духовно-нравственного воспитания (Московая В. И., Денисова Н. В., воспитатели МБДОУ ДС № 1 «Красная Шапочка»); мультимедийных презентаций проектной деятельности педагогов с детьми и их родителями (Сокаленко А.С., воспитатель МБДОУ ДС № 9 «Светлячок»; Подобедова Л. В. и Сафронова О.Н. воспитатели МБДОУ ДС №3 «Колокольчик»); мастер – класса по использованию творческих мастерских, выставок детского творчества для индивидуализации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников (Мельникова В.Н., воспитатель МБДОУ ДС «Казачок»; Трудникова Е. Л., Дорошенко О. В., воспитатели МБДОУ ДС «Дюймовочка).
Все эти формы позволили: максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом; заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях; повысить уровень их профессиональной деятельности. Доклады всех выступавших сопровождались мультимедийными презентациями.
Педагоги высказали свое положительное отношение к проведенному мероприятию, признали необходимость и полезность его проведения.
26 участников площадки учителей изобразительного искусства, музыки и технологии побывали на мастер-классах по совершенствованию уровня педагогического мастерства.
Мастер-классы создали условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия: внеклассное интегрированное занятие музыка+технология «Святочные гадания» (А. Г. Подкопаева, учитель музыки МКОУ СШ № 3, И. В. Заболотная, учитель технологии МКОУ СШ №3); интегрированное внеурочное занятие музыка + ИЗО «Звуки и краски весны» Рябухина В. А., учитель технологии и Гордеева В. И., учитель музыки МКОУ «СШ № 1»). После проведения мастер-классов состоялся круглый стол по итогам работы творческой площадки, где участники обсудили и проанализировали проведенные занятия.
С учителями начальных классов в рамках работы секции делились опытом, продемонстрировав мастер – классы, следующие педагоги: Шкодина В. М., МКОУ СШ № 4, «Урок окружающего мира в технологии развитие критического мышления через чтение и письмо «Леса России»; Ионова Л. А., Руденко Т. Н., Левшина О. В., МКОУ Генераловская СШ, «Организация внеурочной деятельности по математике как средство развития познавательных и творческих способностей в соответствии с реализацией ФГОС». Учителя начальных классов МКОУ «СШ № 1» Черникова Т. П., Цепляева С. М., Севостьянова О. В., Леонова Л. П., Беталгериева Ю. М., Максименко О. И., Василюк А. С. организовали круглый стол «Интегрированные уроки в начальной школе как средство повышения познавательной активности учащихся», на котором обсуждались следующие:
- Роль способов интеграции в начальной школе.
- Преимущества интегрированных уроков.
- Особенности построения и проведения интегрированных уроков.
- Опыт интегрированного обучения в начальных классах.
Ведущие секции учителей физической культуры, преподаватели ОБЖ, тренеры преподаватели ДЮСШ заинтересовали участников мастер – классом «Скакалка - лучший тренажер» (Узлова Л. Ф., учитель МКОУ «Пимено-Чернянской СШ»). Выступления Ковалевской Г. Н., учителя МКОУ СШ №2 «Проектная деятельность обучающихся по программе ФГОС» и Пугачевой О. В., учителя МКОУ СШ №3 «Дифференцированный подход в обучении на уроке ФК. Работа в группах по теме «Баскетбол. 5 класс» были необходимыми для аудитории.
На дискуссионной площадке «Военно-патриотическое воспитание в современной школе. Проблемы и пути развития» участниками был рассмотрен Закон Волгоградской области от 05.12.2016 г № 123-ОД «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области на период до 2020 года». Присутствующие активно участвовали в обсуждении документа применительно к району. Было принято решение об обязательном участии образовательных организаций района в районных финалах военно-патриотических игр «Зарница», «Орлёнок» в текущем учебном году.
Заслушаны выступления преподавателей: «Реализация «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» в Волгоградской области» (Иванов А.А., МКОУ «СШ № 1»); «Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию учащихся» (Бородина В.Н., МКОУ СШ № 4); «Взаимодействие ОО с различными структурами по вопросам военно-патриотического воспитания» (Овсиенко В.И., МКОУ СШ № 2).
МКОУ СШ № 2 г. Котельниково встретила педагогов на следующих площадках.
Для учителей истории и обществознания организован круглый стол «Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС второго поколения», на котором обсуждались вопросы:
1. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы (Ращевская Л.В., учитель истории МКОУ СШ №3 г. Котельниково).
2. Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования (Фролова О.С., учитель истории и обществознания МКОУ Пимено-Чернянская СШ).
3. Современные подходы к индивидуальным формам обучения (Ноженко Е.В., учитель истории и обществознания МКОУ Нижнеяблоченская СШ).
4. Педагогические технологии индивидуализации обучения (Самохина Н.А., учитель истории МКОУ СШ №4 г. Котельниково).
5. Системно- деятельности подход в реализации индивидуализации образования и развития личности (Тетюшкина З.К., учитель истории МКОУ «СШ №1» г. Котельниково)
6. Индивидуализация образования в работе с детьми ОВЗ и детьми –инвалидами. (в т.ч. занятия на дому) (Ветров В.Г., учитель истории и обществознания МКОУ Наголенская СШ, содокладчик Махоренко И.Ю., учитель истории и обществознания МКОУ СШ №3 г. Котельниково).
Докладчики подготовили содержательные выступления, презентации с использованием теоретического материала. Звучало много примеров из опыта работы использования методов, приемов, форм по индивидуализации образования.
В дискуссии приняли участие: Гаврилов И.П. (МКОУ «Майоровская СШ»), Дмитриенко Л.К. (МКОУ Семиченкская СШ), Сердобинцева Л.И. (МКОУ Верхне-Яблоченская ОШ). Участники круглого стола получили буклеты и памятки «Простые советы по индивидуализации обучения».
Тренинговое занятие «Поиск внутренних резервов для более эффективной работы в коллективе (в том числе с детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами)» под руководством Ломакиной Н. А., руководителя РМО провели педагоги-психологи района Брыксина Л.В. (МКОУ СШ №4); Генералова О.А. (МКОУ СШ № 3); Ломакина Н. А. (МКОУ СШ №4) для заместителей директоров по УВР и ВР.
В тренинге были представлены психологические игры и упражнения, направленные на формирование благоприятного психологического климата в группе, поиск внутренних резервов ребенка, нахождение сходств и различий у участников группы для лучшего взаимодействия между ними, осознание каждым участником своей роли, функций в группе, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Все игры и упражнения были подобраны так, чтобы в дальнейшем учителя и психологи могли использовать их при работе с детьми (в том числе с детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами) на классных часах и во внеурочной деятельности.
На круглом столе «Предметная область ОДНКНР как преемственность курса ОРКСЭ» для учителей, реализующих предметную область ОРКСЭ и ОДНКНР, продемонстрировали свой опыт Романова Н. А., учитель МКОУ СШ №2,
Ноженко Е. В., учитель МКОУ Нижнеяблоченской СШ, Кукушкина Т. Б., учитель МКОУ Красноярская СШ, Капустин М. А., учитель МКОУ «СШ №5», Антонова С. В., учитель МКОУ Нагольненская СШ.
Большая часть времени секции учителей иностранного языка была отведена теме «Практика немецкого языка в ОГЭ». Вниманию коллег предлагался опыт учителей немецкого языка по разным темам и технологиям подготовки к экзамену. Первой выступила Антонова С.В., учитель немецкого языка МКОУ Нагольненской СШ с грамматическим тренингом «Эффективность применения SOS – модели в процессе подготовки к ОГЭ». «Анализ грамматической структуры слова как условие успешного выполнения тестовой части ОГЭ» представила Бахарева Т.А., учитель немецкого языка МКОУ Генераловской СШ. О тренировке навыка запоминания лексики в процессе подготовки к ОГЭ рассказала учитель немецкого языка МКОУ Верхне-Яблоченской СШ Мымрикова О.Ю. О грамматических ориентирах в тестовой части ОГЭ по немецкому языку говорила Мельникова Н.Г., учитель немецкого языка МКОУ Пугачевской СШ. Затем учителем МКОУ СШ №2 Титовой М.Г. был организован диспут по теме: «Сингапурская методика в обучении иностранному языку».
С сингапурской методикой проведения урока английского языка дали практическое занятие для педагогов учителя МКОУ СШ №2 Титова М.Г., Зиневич Л.Г. и учитель МКОУ «СШ №1» Е.В.Стародубцева. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминало игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить.
В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения и реализуют их посредством применения разнообразных методов и форм работы, таких как ТРКМ, метод проектов, разноуровневое обучение, интерактивные технологии, нетрадиционные формы уроков и многое другое.
Учителя предметов физико-математического и естественнонаучного циклов посетили мастер-классы «Постановка проблемных ситуаций на уроках математики и пути ее разрешения» (Пирожик Г. К., учитель математики МКОУ СШ №2), «Методические приемы и элементы педагогических технологий для обучающихся разных возрастных групп на уроках математики и во внеклассных занятиях по предмету для выявления способных и одаренных детей» (Пенькова Т. И.,учитель математики МКОУ «СШ №5»), «Облачные технологии как инструмент реализации ФГОС» (Нищев А. Л., учитель информатики МКОУ СШ № 2). Садчиков Ю. А., учитель физики МКОУ СШ №3 организовал круглый стол «Изменения в итоговой государственной аттестации и представление о структуре всероссийской проверочной работы по физике».
Двадцать восемь педагогов стали гостями МКОУ ДО «Центр детского творчества», где организована творческая площадка для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и классных руководителей школ города и района, на которой были представлены 4 мастер-класса.
Творческая площадка открыта мастер-классом «Аппликация без иглы» (Г. А. Шматко и М. А. Берко, учителя технологии МКОУ «Пимено-Чернянская СШ»). Учителя показали, как изготовить панно в японском стиле, используя пенопласт и кусочки ткани. Творческую эстафету приняла Е. В. Морозова, учитель технологии МКОУ Пугачевская СШ с мастер-классом «Изготовление подсвечника», продемонстрировав как с помощью подручных материалов можно очень красиво и художественно изготовить подсвечник для свечи, которая станет украшением для праздничного стола.
Мастер - класс в технике стринг-арт «Железная весна» проводила В. М. Медведева, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ". На спилах из дерева с помощью гвоздей и ниток вышли великолепные, экологически чистые изделия для декорации своего дома.
Е. В. Веселова, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ДЭЦ" на мастер - классе поделки из мастики «Цветочная фантазия» научила педагогов, как красиво сделать розу из мастики и украсить торт.
По окончанию мероприятия участники творческой площадки поделились своими впечатлениями по результатам проведенных мастер-классов.
Отдел образования выражает благодарность всем организаторам и выступающим на едином методическом дне и желает дальнейшей плодотворной работы всему педагогическому коллективу Котельниковского муниципального района.