Доклад Начальника отдела образования и молодежной политики на августовском педагогическом совещании - Администрация Котельниковского района
Вернуться к обычному виду

Доклад Начальника отдела образования и молодежной политики на августовском педагогическом совещании

Версия для печати

Доклад
Начальника Отдела образования и молодежной политики Администрации
Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Андрея Леонтьевича Федорова на августовском педагогическом совещании
по теме: «Проект модернизации региональных систем образования – средство
достижения стратегических ориентиров национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
29.08.2012 г.

Дорогие педагоги! Уважаемые коллеги, гости и приглашенные!

Быстро пролетели летние каникулы и вновь на пороге новый учебный год.

У Вас было время отдохнуть, проанализировать свою работу за прошедший год: порадоваться достижениями и победами, сделать серьёзные выводы из неудач и промахов.

Сегодня мы собрались на главном совещании учителей нашего района, чтобы обменяться мнениями и составить план работы на будущее.

На предыдущем педагогическом совещании мы тщательно анализировали пути повышения качества образования в нашем районе. Наша настойчивость в решении данного вопроса, кропотливая, упорная работа выпускников и педагогов, а также родителей увенчалась успехом.

Самый высокий балл по русскому языку получили: Слесаренко Анастасия (МКОУ СОШ №2) -92 балла (в прошлом году было 90), Пеньков Сергей (МКОУ СОШ №3)- 84 балла, Маслакова Луиза (МКОУ Попереченская СОШ)-82 балла, Плешаков Антон (МКОУ СОШ №2)-79 баллов, Трудникова Ксения (МКОУ СОШ №3)-73 балла, Калитвинцева Татьяна (МКОУ Пугачевская СОШ)-72 балла, Кирьянов Владимир (МКОУ СОШ №2)-71 балл, Небыкова Оксана (МКОУ Нижнеяблоченская СОШ)-71 балл, Демченко Мария (МКОУ Попереченская СОШ)-71 балл, Криворучко Александр (МКОУ СОШ №3)-71 балл, Пунгин Александр (МКОУ СОШ №2), Зайцев Дмитрий (МКОУ СОШ №3), Павлова Анастасия (МКОУ Чилековская СОШ)- получили по 70 баллов.

По 70 (в прошлом году было 84) баллов по математике получили выпускники: Пеньков Сергей (МКОУ СОШ № 3), Рыбалкина Ирина (МКОУ СОШ №5).

По итогам 2011-2012 учебного года в школах района 36 медалистов (в прошлом году было 18: 11 золотых и 7 серебряных): в этом 18 золотых и 18 серебряных.

Государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ проводилась в штатном режиме четвертый год с 2009 года. В 2012 году к прохождению государственной (итоговой) аттестации было допущено 214 выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

В ЕГЭ по русскому языку принимало участие 219 человек, из них 213 выпускников школ текущего года и 6 выпускников прошлых лет.

Установленный Рособрнадзором порог в 36 баллов преодолели 195 выпускников текущего года (91,5 % от общего количества выпускников XI классов 2012 года, в 2011 году-86,9%). Из 19 участников ЕГЭ, не преодолевших минимального порога, 8 человек были допущены к пересдаче экзамена в резервный день. Это выпускники СОШ №1-2 чел; СОШ №2-1 чел, СОШ №4-3 чел, Весёловская СОШ-1 чел, Пугачевская СОШ -1 чел.

Из 8 выпускников ЕГЭ по русскому языку в резервный день переписали 5 человек (62,5% от участвовавших в ЕГЭ в резервный день).

В ЕГЭ по математике принимало участие 213 выпускников текущего учебного года и 6 выпускников прошлых лет.

Установленный Рособрнадзором порог в 24 балла преодолело 189 выпускников текущего года (88,7% от общего количества выпускников, 92% в 2011 году). 14 выпускников были допущены к сдаче ЕГЭ по математике в резервный день. Из 14 выпускников, допущенных к пересдаче, 11 выпускников переписали ЕГЭ по математике (78,5% от писавших в резервный день)

Подано аппеляций по результатам ЕГЭ:

  • по русскому языку-3 чел (выпускники СОШ №4);
  • по математике-2 человека (СОШ №2, СОШ №5);
  • по физике-1 чел (СОШ №2).

Аппеляции отклонены, результаты ЕГЭ оставлены без изменений.

По результатам 2-х обязательных экзаменов в 2012 году 197 выпускников XI классов общеобразовательных учреждений района успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат о среднем (полном) образовании (92% от всех выпускников, допущенных к итоговой аттестации).

По результатам 2-х обязательных экзаменов итоговую аттестацию прошли без «двоек» выпускники МКОУ Нижнеяблоченской СОШ, МКОУ Нагольненской СОШ, МКОУ Семиченской СОШ.

Не прошли государственную итоговую аттестацию и получили справки установленного образца 17 (7,94%) выпускников общеобразовательных учреждений района: МКОУ СОШ № 1 (3 чел.-21,4%), МКОУ СОШ № 4 (1 чел.-3,6%), МКОУ Красноярская СОШ (6 чел.-66,7%), МКОУ Чилековская СОШ (1 чел.-12,5%), МКОУ Весёловская СОШ (1 чел.-20,0%), МКОУ Пугачёвская СОШ (1 чел.-25,0%), МКОУ Попереченская СОШ (1 чел.-25,0%), МКОУ Центр образования (3 чел.-30%).

Аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений района проводилась в соответствии с нормативными документами и рекомендациями по вопросам подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Обращений учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам нарушений прав выпускников в конфликтную комиссию не поступало.

Вместе с тем, анализ результатов ЕГЭ показывает, что результаты стали хуже по сравнению с 2011 годом. Возможно, это связано с усложнением заданий, или мы с вами что-то упускаем, или нарушаем процесс серьезности обучения, даем слабинку, либо не в полной мере охватываем индивидуальными консультациями контингент выпускников. Я прошу Вас обсудить этот вопрос на районных методических объединениях учителей- предметников 30 августа 2012 года – это завтра! Нужно проанализировать и сделать выводы! Необходимо спланировать учебно-образовательный процесс на новый 2012-2013 учебный год максимально творчески, применяя все проверенные традиционные и новые современные методы и формы обучения, чтобы обеспечить выполнение новых федеральных государственных стандартов общего образования.

Очень мало выпускников набрали свыше 70 баллов, но количество медалистов, по сравнению с 2011 годом, увеличилось. За что дается медаль? «За особые успехи в учении». Где подтвердить свои особые успехи в учебе, как ни в участии в предметных олимпиадах. В 2011-2012 учебном году из 36 медалистов в районных олимпиадах принимало участие 14 человек (38,8%), в зональных олимпиадах- 6 человек (16,6%).

Если баллы перевести в оценки по шкале 2009 года, то по результатам ЕГЭ по математике из 18 золотых медалистов, золото не подтвердил ни один медалист, а 11 медалистов получили бы серебро, и 7 выпускников не подтвердили свои медали совсем. Из 18 серебряных медалистов подтвердили свои серебряные медали только 3 выпускника, а 15 не подтвердили медали.

Из 36 медалистов ЕГЭ по русскому языку только 12 набрали более 70 баллов (33,3%), по математике только 2 медалиста набрали по 70 баллов (5,5%).

Данный вопрос обсудить на районных МО!

К государственной (итоговой) аттестации 9-х классах были допущены 292 выпускника, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательного учреждения.

284 выпускникаIX классов (97,3%) проходили государственную (итоговую) аттестацию в новой форме, 8 выпускников (2,8%) – в щадящем режиме.

Выпускники IX классов в 2012 году сдавали 4 экзамена: 2 обязательные экзамена по русскому языку и математике, 2 экзамена по выбору выпускника из числа предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, изучавшихся в IХ классе.

Обращений выпускников и их законных представителей в Муниципальную конфликтную комиссию по процедуре проведения экзаменов и результатам экзаменационных работ не поступало.

Выпускники, получившие неудовлетворительную оценку на экзамене по русскому языку (15 человек) и математике (8 человек), допущенные к пересдаче экзамена в резервные сроки, исправили экзаменационные отметки на «3». Экзамен был проведен в традиционной форме.

Таким образом, 291 выпускник основной школы в 2012 году завершил обучение на второй ступени обучения успешно.

23 выпускника IX классов (7,9%) (в прошлом оду было 17) получили аттестаты об основном общем образовании особого образца. Это учащиеся МКОУ СОШ № 1, МКОУ СОШ № 2, МКОУ СОШ № 3, МКОУ СОШ № 4, МКОУ СОШ № 5, МКОУ Чилековской СОШ, МКОУ Семиченской СОШ, МКОУ Пугачевской СОШ, МКОУ Генераловской СОШ

82 выпускника IX классов (28,1%) от общего количества выпускников IX классов) окончили основную школу на «хорошо» и «отлично».

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в 2012 году показала, что обучающиеся основной школы владеют ЗУН по предметам в объеме стандартов школьной программы.


В начальной школе по итогам 2011-2012 учебного года было 1400 обучающихся в 86 классах – комплектах. Средний показатель наполняемости классов – 16,3.

100% обучающихся освоили учебные программы в полном объеме. На «отлично» окончили учебный год 130 обучающихся (12,5% от общего количества аттестуемых начальных классов), на «хорошо» и «отлично» - 488 обучающихся (46,7% от общего количества аттестуемых в начальных классах).

Средний показатель качества знаний на I ступени обучения составил 59,2%.


В Центре образования в 2011-2012 учебном году программами основного и среднего (полного) общего образования было охвачено 42 человека, предложены различные формы обучения: очная (в том числе индивидуальный учебный план) - 15 обучающихся, очно-заочная - 17 обучающихся, экстернат - 10 обучающихся. По итогам учебного года и государственной (итоговой) аттестации 88,1% обучавшихся успешно усвоили общеобразовательные программы. Не успевают по отдельным предметам 3 (7,2%).

Уважаемые педагоги, на прошлом совещании, ровно 1 год назад, мы с Вами принимали РЕШЕНИЕ (Вы могли его взять с собой сегодня). Отдел образования и молодежной политики вместе с Вами проводил целенаправленную работу по выполнению поставленных задач по развитию районной системы образования в условиях реализации регионального проекта модернизации системы общего образования, по обеспечению соблюдений действующих норм законодательства Российской Федерации в сфере образования.

Доступность качественных образовательных услуг обеспечивается выполнением образовательными учреждениями Котельниковского муниципального района Закона РФ «Об образовании», гарантирующего право ребенка на получение образования, наличием открытых и прозрачных процедур зачисления обучающихся в школу:

  • в настоящее время образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно определять правила приема обучающихся, используя территориальный принцип;
  • в 2011-2012 учебном году обучающимися были выбраны разные формы обучения: дневная (очная) – 3375 обучающихся (97,4%), заочная – 18 обучающихся (0,6%), экстернат – 6 обучающихся (0,2%), индивидуальное обучение на дому – 66 обучающихся (1,9%), индивидуальный учебный план – 1 обучающийся (0,1%);
  • в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях района обучалось 34 ребенка-инвалида (1,0% от общего количества обучающихся). 14 из них (41,2% от общего числа детей – инвалидов) занимались в общих классах; 20 обучающихся (58,8%) обучались индивидуально на дому;
  • два ребенка-инвалида в 2011-2012 учебном году стали участниками проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в Волгоградской области, в 2012-2013 учебном году в этот проект включено еще 3 обучающихся МКОУ СОШ № 1 и МКОУ СОШ № 4. Родители данных детей прошли обучение в 2012 года на базе СОШ № 3 г. Калач-на-дону.

В образовательных учреждениях Котельниковского муниципального района с 2008 года работают классы профильного обучения. В 2012 – 2013 учебном году для всех учащихся X – XI (XII) классов образовательных учреждений района предоставлена возможность выбора профильного обучения по русскому языку, математике, литературе, физике, информатике и ИКТ, химии, биологии в МОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 5. С целью обеспечения равных возможностей получения качественного образования в районе ведется работа по организации сетевого взаимодействия.

В целях оптимизации и реструктуризации системы образования в районе были реарганизованы начальные школы путем их присоединения к средним школам по территориальному признаку. Это позволило укрупнить сельские школы, улучшить управление и финансирование школ. В дальнейшем можно решать и другие вопросы в пользу учащихся, а также по осуществлению эффективного использования бюджетных средств и уменьшение неэффективных расходов в сфере образования.

Мы работаем над открытием новых детских садов, дошкольных групп на базе школы. Расматривается возможность открытия дополнительно 1-2 подготовительные группы на базе МКОУ ЦДТ. Активно работают учреждения дополнительного образования детей – открываются новые виды спорта, увеличивается охват детей, и достигаются высокие достижения и результаты. Целенаправлено работают наши детские сады по реализации программ для дошкольного возраста, прививая и сохраняя преемсвенность дошкольного и начального образования. Очень грамотно выстраена воспитательная работа с детьми в районе по всем направлениям, и мы с вами видим положительное воспитательное воздействие на детей и подростков. Это очень хорошо раскрыл в своем докладе В.В.Кудинов, рассказал об обаренных детях нашего района. Их победах на областном уровне – это в первую очередь ваша заслуга! Однако нам с вами приходится оберегать наших детей от пагубного воздействия на них со стороны части общества, некоторых телепрограмм и рекламм, даже мультфильмов. Всё это отнимает время на работу с детьми на их развтие. В этом вопросе нет жесткой позиции со стороны государства, а частный бизнес пока не проявляет должного внимание на воспитание детей, подростков и молодежи – он зарабатывает деньги (это как цель его деятельности)…Поэтому на наши плечи ложится проблема и мы с вами по возможности ее решаем.

Проведена работа по улучшению деятельности Ресурсного центра (МКОУ СОШ № 2). Проводились методические семинары и курсы повышения квалификации, усовершенствоваласть метериально-техническая база, что позволило применить новые компьютерные технологии, введение электронных дневников, образовать НЭТ-школу. На базе ресурсного центра образован информацино-методический центр, работает пилотный проект на базе 5-х классов по внедрению новых образовательных стандартов нового поколения. На базе Ресурсного центра функционирует представительство Московской гуманитарной академии. И очень важно, чтобы был доступ к ресурсам Центра всем участникам учебно-воспитательного процесса!

Определены опорные школы не только в городе но и селе – МКОУ Нижненяблоченкая СОШ и МКОУ Генераловская СОШ. Организован подвоз учащихся к месту обучения, на меропрятия с детьми в течение всего учебного года.

В соответствии с графиками работы в 2011-2012 учебном году процедуру государственной аккредитации прошло 1 образовательное учреждение Котельниковского муниципального района (4,2%). На начало 2012-2013 года 100% учреждений, реализующих программы общего образования, имеют действующее свидетельство о государственной аккредитации.

В 2011-2012 учебном году проведена работа по выполнению Федерального закона № 83-ФЗ, что предало большую самостоятельность образовательных учреждений. Приведены в соответствие нормативно-правовые документы. Только необходимо более предметно подойти к данному закону и применять все механизмы его реализации в пользу образовательных учреждений. Современное законодательство предлогает широкий спектор самостоятельной деятельности школ. Однако нужно все хорошо проанализировать – готово ли само учреждение, способность родителей в поддержке учащихся по некоторым вопросам обучения, в том числе финансовой.

С 2012-2013 учебного года вводится в действие новый Учебный план школ, который включает новый обязательный курс для 4 класса по духовно - нравственному воспитанию «Основы религиозных культур и светской этики» и дополнительно для всех учащихся в виде факультатива. Программа по данному направлению в районе принята и реализуется. Считаем, что данное направление воспитает у учащихся гражданскую позицию, моральные и духовные качества, привьет бережное отношение к истинным человеческим ценностям: мама, Родина, труд, земля, мир, любовь, доброта, честность, здоровье, семья, родители…

Ведется работа по улучшению здоровья учащихся. Улучшается оснащение школьных столовых и буфетов - охват обучающихся питанием составляет 96% (3282 человека) (это на уровне прошлого года), из них горячим питанием охвачено 1605 обучающихся (47%), буфетным-1677 обучающихся (49%). Из 3282 обучающихся, охваченных питанием, 2737 обучающихся (84%) получают частичную компенсацию стоимости питания из областного бюджета, 545 обучающихся (16%) питаются за счет средств родителей. Создаются социально-бытовые условия для пребывания детей в образовательных учреждениях, соблюдается температурный режим в школах, проводятся мероприятия по безопасному пребыванию детей в учреждениях, в том числе по антитеррористической защищенности.

В нашем районе проводится единая политика в сфере защиты прав детей, осуществляется деятельность по профилактике социального сиротства. В течение учебного года было выявлено 23 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В семья граждан под опеку, в приемную семью, на усыновление было передано 18 детей, в государственные учреждения на полное обеспечение 5 детей.

Ведется работа с родителями. В районе создан Банк данных на все категорий семей (и их детей) и ведется с ними работа. В данную работу вовлечены все субъекты профилактики, структуры администрации района. По Конституции России у родителей много прав, но еще больше обязанностей, и им нужно об этом напоминать.

В нашем районе образована Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, утвержден ее состав. Решением руководства района выделена дополнительно ставка методиста в районный методический кабинет с февраля 2012 года с полным ее финансированием (до 280 тыс. рублей в год с начислениями). Комиссией проведена большая работа: выявлены дети категорий, нуждающихся в особом или специальном обучении (всего зарегистрированных 119), выявлены дети-инвалиды 68 (в городе 32 и в сельской местности 36), проведена работа с детьми дошкольного возраста – обследовано 30 (в городе 18 и в селе 12) , проведена работа с их родителями и педагогами школ, в которых будут обучаться данные категории детей; индивидуально некоторые родители, по рекомендациям комиссии, направят своих детей в специальные учебные заведения Волгоградской области. Данная комиссия работает по Котельниковскому и Октябрьскому районам, поэтому необходимо улучшить условия ее работы – нужен отдельный кабинет и некоторое оснащение.

Важно отметить роль общественности, движения ТОСов, взаимодействие глав сельских поселений, главы городского поселения, руководство полиции, структуры по социальной политики населения, учреждений спорта и культуры, координации администрации района, главы района в организации многих и многих мероприятий с детьми, родителями и педагогами! Спасибо Вам!

Все эти направления деятельности позволяют обеспечить государственные гарантии доступности, фундаментальности, целостности, преемственности и равных возможностей получения образования на разных ступенях образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Уважаемые коллеги! В результате предварительного комплектования сети муниципальных образовательных учреждений Котельниковского муниципального района Волгоградской области в 2012-2013 учебном году ожидается функционирование 24 учреждений, реализующих программы общего образования с охватом 3510 обучающихся (это примерно на уровне прошлого года): на первой ступени обучения – 1374, на второй ступени обучения – 1709, на третьей ступени обучения – 427 обучающихся.

Все образовательные учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности!

И чтобы обеспечить непрерывный учебный процесс на всех ступенях обучения с охватом всех категорий детей, а мы должны обучать 100 % детей, нам с Вами необходимо проработать план деятельности так, чтобы результат стал лучше, качественнее, чтобы мы гордились детьми, своими успехами. Чтобы у нас в школах не числились просто Советы школ, Попечительские Советы школ, и другие формы управления, которые у вас сейчас созданы, и есть к их деятельности вопросы – в чем их задача, как они организуют свою деятельность и несут ли ответственность за взятые на себя обязательства? Или только мы с Вами, учителя, за все в ответе? Сегодня, все уровни власти и управления руководствуются принципом прозрачности и открытости. Все важные, стратегические направления обсуждаются на уровне общественности, Советов учреждений – и принимаются РЕШЕНИЯ! Нам с вами необходимо применять эту форму управления действительно в практике. И важно выстроить механизм обратной связи, что позволит оперативно провести анализ и принять нужные решения!

Сегодня же, работая индивидуально или в творческих группах, педагоги, давайте выдержим 100% обязательства перед собой, перед детьми, перед родителями – что в новом 2012-2013 учебном году:

  • выполним учебные программы (Учебные планы);
  • повысим качество образования;
  • применим все новации и инновации в своей деятельности (искать положительный опыт и применять его, и поискать можно в себе – мы может себя то и до конца не раскрыли?);
  • не ослабевать требования к учению (какие бы небыли причины);
  • использовать все формы и методы в педагогической работе: уроки-лаборатории, проектная деятельность, предметные олимпиады всех уровней, научная деятельность учащихся через проведения опытов и исследований;
  • использовать возможности дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования;
  • использовать навыки дошкольного образования и воспитания уже в 1 классе.

Но, дорогие учителя, педагоги и воспитатели, мы с Вами работаем на благо нашей Родины: выполняем социальный заказ, даем знания и навыки жизни нашим детям, выпускаем их в жизнь. При этом, не щадя себя, отдаем все свои силы ум и знания детям, которых мы обучаем; родителям, которые нуждаются в педагогической помощи…

Считаю, дорогие друзья, при всей вашей загруженности работой – нужно беречь себя: выкраивать время на отдых и поддержание здоровья, проводить профилактическое лечение в течение всего времени, а не только, когда нам идти с вами по плану к врачу. Конечно, мы должны пользоваться данными услугами, которые должны быть кем-то предложены. Может активизировать профессиональный Союз педагогов района – он работает? Давайте просить информацию у Соцстраха и других структур, которые могут предложить педагогам отдых, лечение, активный образ жизни…Нам необходимо создать условия, при которых бы молодые специалисты возвращались в наши школы, приезжали бы с других регионов страны.

А делается для этого очень многое. На территории нашего района действует Программа переселения соотечественников – и прибывают специалисты, в том числе и педагоги. Действует Программа предоставления субсидии на жилье молодым специалистам, в том числе на селе. Выплачивается подъемные молодым специалистам. Помогаем решать жилищные вопросы, где остро стоит этот вопрос. При районном методическом кабинете работает Школа молодого педагога и охватывает 10 молодых специалистов разного уровня задействовано в работе данной школы: 7 человек - учителя 1 года обучения, 2 человека - учителя 2 года обучения, 1 человек - учителя 3 года обучения. Им оказывается практическая помощь, проводятся уроки-практикумы, опытные учителя демонстрируют свой опыт, даются ре­комендации по методике преподавания, с помощью педагога-психолога про­водится диагностика. Вся работа направлена на повышение квалифи­кации и рост педагогического мастерства молодых специалистов. Работают 2 районных методических объединения учителей физкультуры и преподавателей ОБЖ, 17 районных объединений учителей – предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, 10 творческих групп. Во всех учреждениях образования района функционируют школьные методические объединения учителей – предметников. Считаю, что есть необходимость в образовании Совета директоров школ, роль которого уже востребована!

Школы активно приводятся в порядок: проводятся капитальные ремонты, приобретается необходимое учебно-лабораторное оборудование и многое другое – все это должно повлиять на ситуацию в кадровом обеспечении школ района!

И нужно еще видеть, что делает администрация района и в других сферах деятельности. Район выдерживает свои обязательства перед образованием района: содержание и ремонты зданий и помещений, содержание автопарка школьных автобусов, содержать в готовности котельные и обеспечить их топливом – и многое, многое другое. И нужно понимать, что есть плановое решение, есть и внеплановое решение о проведение мероприятий, где идут большие затраты. Район выделил 100% финансирование на МКОУ СОШ № 4, но недобросовестный подрядчик (мягко сказать) не выполняет свои обязательство – поверьте, мы «бьёмся» с ними каждый день, и доведем работы до завершения!

Уважаемые коллеги, разрешите от всей души поблагодарить Вас за добросовестную работу, за старание и преодоление всех трудностей, которые еще стоят на нашем педагогическом пути!

При всём многообразии понятий, методик Вам необходимо ориентироваться, идти в ногу со временем, самосовершенствоваться, быть примером для своих учеников. И если к Вам приходят и приходят ваши выпускники к Вам домой, на работу – значит, Вы сделали всё очень правильно! Ведь быть востребованным в педагогическом, в человеческом и дружеском мире сегодня это дорогого стоит!

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Желаю удачи, здоровья, благополучия в ваших семьях и больше добрых дел на благо наших детей!