"Создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС" - тема единого методического дня - Администрация Котельниковского района
Вернуться к обычному виду

"Создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС" - тема единого методического дня

Версия для печати

Создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС

26 марта 2015 года
в Котельниковском муниципальном районе проведен единый методический день «Создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС», в работе которого приняли участие педагоги образовательных учреждений района. Единый методический день является эффективной формой профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства в использовании новых технологий и их элементов в образовательном процессе.

Эпиграфом единого методического дня стали слова Е.И. Тихеевой, известного российского и советского педагога, «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы».

В настоящее время школы города и района готовятся к переходу реализации ФГОС в основной школе, с 1 сентября 2015 года обучающиеся 5 классов начнут обучение по новым федеральным государственным стандартам, поэтому основным вопросом в ходе проведения единого методического дня был - преемственность в образовательном пространстве образовательных учреждений и в связи с этим была организована работа методических секций на базе МКОУ СОШ №1, МКОУ СОШ №2 и МКОУ ДОД ЦДТ.

На базе МКОУ СОШ № 1 г. Котельниково была организована работа следующих секций.

В рамках секции воспитателей д/с и учителей начальных классов решались проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

С докладом «ФГОС НОО и ФГОС ДО: проблемы преемственности» выступили: старший воспитатель МБДОУ ДС №1 «Красная Шапочка» Жук Т. А. и учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 2 Полухина Н. А., Дупак С.А. Представили опыт работы по теме: «Преемственность в работе детского сада и школы по математическому развитию детей» воспитатели МБДОУ ДС №5 «Солнышко» Иванова Е.К., МБДОУ ДС №8 «Ягодка» Комарцова Т. П., МБДОУ ДС №6 «Радуга» Савченко О. А. и учителя начальных классов МКОУ Генераловской СОШ Ионова Л. А., Руденко Т.Н..

Опытом работы по теме: «Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего школьника» поделились воспитатели МБДОУ ДС №3 «Колокольчик» Проскурнова Н.Г. и МБДОУ ДС №4 Козлова М.В., а также учителя МКОУ Майоровской СОШ Миговк Е.С. и Богданова В.В.

Воспитатель МБДОУ ДС №8 «Ягодка» Локтева Е.Г. поделилась опытом работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков детей - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности». По этой же теме выступили воспитатель МБДОУ ДС №3 Попова Ю.А. и учителя начальных классов МКОУ СОШ №5 Дрижай С.А. и Пуховникова Г.П.

По теме «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий в ДОУ и начальной школе» выступили Быкадорова С.А (воспитатель МБДОУ ДС № 5) и Ковальская Е.Г. (учитель нач. кл. МКОУ Пугаческой СОШ). Воспитатель по ФИЗО МБДОУ ДС №1 «Красная Шапочка» Московая В.И. провела мастер – класс по использованию физминуток на уроках и в режимных моментах.

Доклады всех выступавших сопровождались мультимедийными презентациями.

Тренинговое занятие на развитие эмоциональной устойчивости и активизации интересов было организовано в рамках секции «Школы молодого педагога», которое провели педагоги-психологи района Брыксина Л.В. (МКОУ СОШ №4); Генералова О.А. (МКОУ СОШ № 3); Матюшина С.В. (МКОУ СОШ №1). Молодые педагоги рассматривали различные педагогические ситуации, позволяющие правильно реагировать на ту или иную ситуацию, в ходе проведенного каждого упражнения участники получили необходимые знания для своей работы. Например, в увлекательном упражнении «Дом и кот» участники тренинга осознали свои стратегии взаимодействия в общении при конфликте интересов и научились понимать и чувствовать друг друга.

Участники секции учителей изобразительного искусства, музыки и технологии побывали на мастер-классах по совершенствованию уровня педагогического мастерства.

Мастер-классы создали условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия с греческой вазописью, гончарным искусством знакомили: Небыкова Н.В. (учитель ИЗО МКОУ Генераловской СОШ),

с элементами гжели Землянская С.А. (учитель ИЗО МКОУ СОШ № 2), ганутелью - искусством изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити Ковалева Е.Н. (учитель технологии МКОУ Майоровской СОШ). Играя с цветом, возродились прекрасные помпоны из бумаги – украшение к любому празднику, с которыми познакомили педагогов Берко М.А. и Шматко Г.А. (учителя технологии МКОУ Пимено-Чернянской СОШ).

Классические идеалы учителей превратились в романтическую идею живой личности «как она есть» на внеурочном занятии учителя МКОУ СОШ № 5 Хлопковой Т.Н. «Вокальная музыка романтика Франка Шуберта».

Ведущие секции учителей физической культуры, преподаватели ОБЖ, тренеры преподаватели ДЮСШ заинтересовали подвижными играми на основе баскетбола (Пугачева О.В., учитель физической культуры МКОУ СОШ №3). Передали педагогический опыт по организации физкультурно-массовых мероприятий в рамках районной и областной Спартакиады школьников Ращевский Ю.В., тренер-преподаватель МКОУ ДОД ДЮСШ, Нестерова И.А., тренер-преподаватель МКОУ ДОД ДЮСШ. Иванов А.А. (учитель физической культуры МКОУ СОШ №1), не только познакомил учителей с национальными играми, но и вместе с учащимися показал правила народной игры «Лапта».

С докладами «Научно –теоретическое и практическое обоснование использования соревновательно- игрового метода» и «Методические рекомендации по организации и проведении испытаний, входящих в комплекс ГТО» выступили Дорошенко Е.В. (учитель физической культуры МКОУ Нижнеяблоченской СОШ) и Кондрашкин Ю.В. (тренер - преподаватель МКОУ ДОД ДЮСШ).

Кувшинов О.В. (преподаватель – организатор ОБЖ МКОУ Пимено – Чернянской СОШ) и Иванов А.А. (преподаватель - организатор ОБЖ МКОУ СОШ №1) провели мастер – классы: «Оказание первой помощи пострадавшим» и «Оказание первой помощи при внезапной остановке сердца и дыхания».

На базе МКОУ СОШ № 2 г. Котельниково организована и проведена работа следующих секций.

Секция учителей начальных классов и учителей математики работали по теме: «Формирование УУД на уроках математики на примере урока по теме: «Уравнение»».

Заседание началось с доклада Фоминой М.В. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2). Марина Владимировна подробно рассказала о развитии личности ребенка на основе учебной деятельности, о создании и организации условий инициирующих детское действие.

Синенко Р. А. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2) продолжила выступление, поделилась опытом работы над уравнениями в начальной школе.

Астахова Н.И. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2) провела мастер-класс, где познакомила педагогов с приёмами, методами работы на уроках математики при изучении темы «Уравнения», способствующие формированию универсальных учебных действий (далее - УУД), показала практическую значимость использования данных приемов по формированию УУД. Участники мастер-класса работали в группах, в парах, обсуждали возможности применения приёмов и методов для формирования УУД в процессе обучения, сопоставляли свой уровень и формы работы с представленными в ходе мастер-класса. Подвела итог работы в группах Фомина М,В., закончив работу секции рефлексией.

Завершила работу заседания МО Садакова Е.С. (учитель математики МКОУ СОШ №2) докладом на тему: «Структура современного урока математики».

Секция учителей начальных классов и учителей русского и литературы провели заседание на тему: «Применение педагогических технологий в рамках ФГОС на уроках литературного чтения», был показан мастер-класс Цепляевой С.М. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №1).

Данной секцией руководили Меркулова Е.А. (учитель нач. кл. МКОУ Ленинской СОШ), Плетнева В.А. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2). Они подготовили теоретическую часть заседания, раскрыли главный смысл разработки федеральных государственных стандартов второго поколения. Рассказали о создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования, о повышении качества образования, достижения новых образовательных ресурсов. Ведь введение ФГОС – это новый этап модернизации российского образования, теперь ребёнка в начальной школе нужно не только научить читать, писать, считать, но еще и привить новые умения: умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В доступной форме с сопровождением презентации был изложен материал Плетневой В.А. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2) о готовности учителей к изменению своей профессиональной деятельности, в первую очередь способность к проектированию учебного процесса, использованию дидактического потенциала средств ИКТ, овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов.

Е. А. Меркулова (учитель нач. кл. МКОУ Ленинской СОШ) выступила с докладом на тему: «Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся при переходе из начальной в основную школу», рассказала о переходе учащихся из начального в среднее звено школы и о внимании педагогического коллектива ОУ на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников.

Ведущие разработали и раздали участникам буклеты-памятки по теме: «Технологии в рамках ФГОС».

В практической части был проведен мастер-класс: «Особенности моделирования и проведения уроков в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Цепляевой С.М. (учитель нач. кл. МКОУ СОШ №1).

Основной целью мастер-класса было создание условий для ознакомления педагогов с проблемно-диалогической технологией, способами моделирования проблемно-диалогического урока и использование технологий продуктивного чтения и оценки учебных результатов в уроке. Присутствующие учителя работали в группах, просмотрели видео-урок, моделировали фрагмент урока, обсуждали и оценивали свою работу и работу ведущих секции. Из данного мастер-класса учителя извлекли много нового и смогли ответить на многие интересующие для себя вопросы.

Интересный доклад подготовила Кушнарева Л.А. (учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2), поделившись опытом работы в основной школе.

В заключительной части был подведен итог данной работы – учителя начальных классов и учителя русского и литературы совместно составили «портрет ученика» начального образования и общего, просмотрели клип детской песенки о добре.

В работе секции педагогов, ведущих курс ОРКСЭ, приняли активное участие в обсуждении учебного курса иерей Виктор (Болганов) настоятель храма преподобного Серафима Соровского и Алпатова Н.И., преподаватель воскресной школы. Тему работы секции «Курс ОРКСЭ, направления, программно - методическое обеспечение» осветила Романова Н.А. ( учитель нач. кл. МКОУ СОШ №2).

С учителями начальных классов в рамках работы секции учителей истории, географии, русского языка и литературы делились опытом, продемонстрировав мастер – классы, следующие педагоги:

Ращевская Л.В. (учитель истории, обществознания МКОУ СОШ №3), тема: «Способы и приемы формирования УУД в контексте ФГОС на уроках истории»,

Жолобова Т.И. (учитель истории, обществознания МКОУ СОШ №2), тема: « Уроки обществознания в контексте ФГОС»,

Николаева Т.И. (учитель истории, обществознания МКОУ СОШ №2), тема: «Уроки истории, проблемно – диалогическая технология как средство реализации ФГОС».

Вопросы краеведения рассматривались в рамках работы секции учителей истории и географии.

С докладом по теме: «Краеведческая направленность в условиях реализации практикума по географии в 6 классе» выступила Токарева О.П., учитель географии МКОУ Семиченской СОШ. В продолжении данной темы представлен был педагогический опыт педагогами:

- Ноженко Е.В. ( учитель истории, обществознания МКОУ Нижнеяблоченской СОШ) по теме: «История родного края в судьбе моей страны: «Милый сердцу уголок!»»

- Дмитриенко Л.К. (учитель истории, обществознания МКОУ Семиченской СОШ) по теме: «История и современность х. Семичный».

- Катаев А.Л. (учитель истории, обществознания МКОУ Генераловской СОШ) по теме: «Развитие исторического мышления в формировании у обучающихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России на материале краеведения».

- Калабухова С.Н. (учитель русского языка и литературы МКОУ Захаровской СОШ) раскрыла тему: «Краеведение на уроках русского языка и литературы» в своем выступлении.

- Алпатова Г.С. (учитель географии МКОУ СОШ №4) рассказала о реализации авторского элективного курса «Край ты мой, Котельниковский!» и его применение на уроках географии педагогами школ.

Большая часть времени секции учителей иностранного языка была отведена теме по приемам обучения аудированию. Учителя иностранного языка МКОУ СОШ №2 Зиневич Л.Г., Титова М.Г., Тузова О.Б. продемонстрировали мастер-класс на тему: «Методика обучения аудированию, устранение трудностей у учащихся при изучении английского языка». Из опыта работы выступающих можно было наглядно увидеть все этапы работы с обучающимися по аудированию и то, как уложиться во временные рамки урока, применяя их на практике.

Не обошли вниманием и немецкий язык – учитель МКОУ Пугачевской СОШ, Мельникова Н.Г., показала мастер-класс по обучению письму по немецкому языку и предложила коллегам выполнить задания части С1 единого государственного экзамена.

Секция учителей биологии, химии и начальных классов под руководством учителя биологии МКОУ СОШ №1 Гаркун О.Я., дискутировала на тему интеграции внеурочной и урочной деятельности на уроках, а учитель биологии и химии МКОУ Генераловской СОШ, Бастракова Н.В. провела для коллег мастер-класс: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо в рамках реализации ФГОС», где учителя химии и биологии учились развивать критическое мышление.

Для учителей математики, физики и информатики состоялся семинар-практикум на тему: «Формирование новых подходов к обучению математике в рамках подготовки к переходу на ФГОС второго поколения в основную школу».

В рамках данного семинара-практикума учителя математики МКОУ СОШ №1 Бородкина Т.А., Галдина Т.В. и МКОУ СОШ №2 Садакова Е.С., Куницына А.В. рассматривали такие вопросы как: проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО и разработка рабочих программ для 5-11 классов.

Обсуждалась также проблема адаптации пятиклассников при изучении математики в рамках перехода на ФГОС нового поколения, и требования к предметным результатам в условиях введения ФГОС ООО.

Двадцать пять педагогов стали гостями Центра детского творчества, где работали секции педагогов дополнительного образования и классных руководителей школ города и района.

Перед собравшимися с докладом на тему «Преемственность общего и дополнительного образования детей (школьники после урока)» выступила директор МКОУ ДОД ЦДТ И. В. Панчишина.

Об экологическом воспитании в дополнительном образовании детей рассказала директор МКОУ ДОД ДЭЦ Т. Н. Мухина.

Далее участники приступили к творческой части.

Об искусстве вышивания рассказала педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ЦДТ В. П. Чулюканова.

Увлекательной была работа по созданию ангелочка из соломы, которую на практике показала педагог Центра детского творчества Е. А. Кувикова.

Элементам росписи по дереву научила педагог Центра детского творчества Т. М. Глазунова.

О применении в жизненных ситуациях туристических узлов рассказала зам. директора по УВР ЦДТ И. В. Озерова.

М. В. Перевозчикова, педагог МКОУ ДОД ДЭЦ рассказала о волшебных элементах тестопластики, а А. И. Галкина и И. М. Михальчук (педагоги МКОУ ДОД ДЭЦ) на практике показали способы выполнения аппликации из бумажных салфеток.

Отдел образования выражает благодарность всем организаторам и выступающим на едином методическом дне и желает дальнейшей плодотворной работы всему педагогическому коллективу Котельниковского муниципального района.

Фоторепортаж