1. Общая оценка инвестиционного климата
Согласно статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» под иностранными инвестициями следует понимать все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Другими словами, иностранные инвестиции – это активы в различных видах и формах, вывезенные из иностранного государства и вложенные иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности России с целью получения прибыли.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в форме долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами, или в создании предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; создании филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц.
Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100% иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует - компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством РФ. При этом следует отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами организаций с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества.
Организации с иностранными инвестициями, так же как и при участии российских учредителей, могут быть дочерними, зависимыми или полностью самостоятельными обществами.
2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Регулирование инвестиционной деятельности на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также международными договорами о поощрении и взаимной защите инвестиций. В качестве основы для заключения таких договоров разработано типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений».
13 июля 2012 года Государственная Дума РФ приняла поправки к закону «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым статус иностранного агента получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:
- занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политике, а также в формировании общественного мнения в указанных целях»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность»);
- получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
- иностранцев, работавших в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес - объединений;
- зарегистрированные религиозные организации;
- госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.
3. Схемы и формы инвестирования
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.
В этот перечень входят:
- недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога;
- акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных;
- право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность;
- права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.
Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.
Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает осуществление иностранных инвестиций «путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав».
Важную роль для активизации привлечения иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. В первую очередь инвесторов в настоящее время интересует приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма значимы средние и мелкие предприятия, особенно инновационно-ориентированные.
Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
4. Открытие инвестиционного счета в национальной или иностранной валюте.
При открытии инвестиционного счета необходимо представить в Банк следующие легализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства на территории РФ ( с нотариально заверенным переводом на русский язык) документы:
- копии учредительных документов, подтверждающих правовой статус юридического лица по законодательству страны, где создано это юридическое лицо;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица (выписка или копия выписки из торгового реестра и т.д.);
- копия Положения о филиале (представительстве) (с нотариально заверенным переводом на русский язык), если счет от имени юридического лица- нерезидента открывает руководитель филиала, представительства юридического лица-нерезидента, действующий на основании доверенности юридического лица-нерезидента;
- Карточка с образцами подписей и оттиска печати (по одному экземпляру для каждого открываемого счета) по форме, установленной Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (форма № 11СВ-Учет – Приложение № 12 к Приказу ФНС России от 13 февраля 2012г. № ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах»);
- доверенность на открытие и/или распоряжение счетом – если счет открывает или счетом распоряжается представитель нерезидента (по одному экземпляру для каждого представителя).Доверенность, присланная (ввезенная) из-за границы, должна быть легализована в посольстве (консульстве) РФ за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства на территории РФ (с нотариально заверенным переводом на русский язык).
5. Государственная регистрация иностранных инвестиций.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, на противоречащие действующему на территории России законодательству и отражающие, особенности деятельности предприятия.
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется администрацией района или города по месту нахождения предприятия или иным уполномоченным на то государственным органом.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии следующих документов:
1.Для совместных предприятий:
- письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;
- нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;
- заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
- для российских юридических лиц – нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;
- документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык и легализованного в консульстве России в стране иностранного инвестора или консульстве страны иностранного инвестора в России);
- выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса (или статуса предпринимателя для физических лиц) иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык и легализованного в консульстве России в стране иностранного инвестора или консульстве страны иностранного инвестора в России);
2.Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;
- нотариально заверенных копий учредительных документов (в двух экземплярах);
- документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык и легализованного в консульстве России в стране иностранного инвестора или консульстве страны иностранного инвестора в России);
- выписки из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык и легализованной в консульстве России в стране иностранного инвестора или консульстве страны иностранного инвестора в России);
- заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
3.Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:
- заявления, подписанного руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;
- нотариально заверенной копии выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала;
- нотариально заверенной копии положения о филиале (в двух экземплярах);
- нотариально заверенной копии учредительных документов предприятия, создающего филиал;
- для иностранного юридического лица – выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык и легализованной в консульстве России в стране иностранного инвестора или консульстве страны иностранного инвестора в России);
- заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.
Уполномоченный государственный орган обязан в течении 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органам власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати.
Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории России законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему необходимых для регистрации документов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
6. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
Принимая гарантии правовой защиты иностранных инвестиций, государство обязуется не совершать определенных действий в отношении иностранных инвестиций, обеспечить стабильность правового режима инвестиций, безопасность инвестиционных вложений в экономику. Основы правовой защиты иностранных инвесторов и иностранных инвестиций в Российской Федерации закреплены в статье 5 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Согласно данной норме иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается данным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гарантии правовой защиты стимулируют эффективный приток иностранного капитала, повышая тем самым инвестиционную привлекательность Российской Федерации для иностранных инвесторов. Согласно п.1 ч.2 ст.11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на федеральном уровне происходит путем:
а) совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
б) установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
в) защиты интересов инвесторов;
г) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
д) расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
е) создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
ж) принятия антимонопольных мер;
з) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
и) развития финансового лизинга в Российской Федерации;
к) проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
л) создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Гарантии правовой защиты иностранных инвестиций:
- гарантия является полной и безусловной и не будет закрепления специальной нормы в двустороннем или многостороннем договоре Российской Федерации;
- правовая защита инвестиций не может быть поставлена в зависимость на каких-либо условий;
- иностранные инвесторы защищены от неблагоприятных изменений законодательства;
- в отношении иностранных инвесторов запрещено принудительное изъятие имущества;
- изменение правового режима не может быть способом давления на какое-либо государство, межгосударственную организацию или иностранное юридическое или физическое лицо.
В пределах Российской Федерации (для реинвестиционной деятельности) или за её пределами (перевод их за пределы России после уплаты соответствующих налогов и сборов) иностранные инвесторы имеют право свободно использовать полученные доходы и прибыль по своему усмотрению, а также вывозить за пределы РФ имущество и информацию, ввезенные в качестве иностранных инвестиций, свободно приобретать акции и иные ценные бумаги, земельные участки и иное имущество в РФ, участвовать в приватизации.
Гарантии правовой защиты выступают формой реагирования инвесторов и государства на правонарушения. Также можно выделить административную и судебную форму защиты прав инвестора. Административную защиту прав инвестора осуществляют органы, контролирующие рынок ценных бумаг, антимонопольные органы.
Судебный способ защиты характеризуется обращением в арбитражный суд, суды общей юрисдикции, а также в органы международного коммерческого арбитража. К таким гарантиям относятся: гарантии в случае изменения законодательства; гарантии относительно принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц; гарантии компенсации и возмещения убытков иностранным инвесторам; гарантии перевода прибылей, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций.
В качестве одного из элементов дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов действует система страхования иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков. В целях улучшения финансовых условий в Российской Федерации для привлечения и использования иностранных инвестиций в интересах развития российской экономики учреждено Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.